ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ОДНОЙ - ТРЕТИ XX ВЕКА На рубеже XIX-XX веков началась целая полоса научных открытий в фундаментальных науках, названная революцией в естествознании, которая привела к пересмотру прежних представлений о строении материи и в целом о мировоззрении. 1897г – открыт электрон, затем протон, позитрон, нейтрон… За одну – треть XX века ученые проникли в тайну строения атома и к концу тридцатых годов подошли к практическому освоению атомной энергии. Физики-теоретики: Планк, Резерфорд, Бор, Чедвик, Дирак, кюри. Их открытия объясняли периодическую систему Менделеева, заложили фундамент НТР второй половины XX века. Теория относительности А. Эйнштейна внесла много нового в понимание пространства, времени и движения. Создается база для ЭВТ. Заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетика). Развиваются междисциплинарные науки (физическая химия, биохимия, биофизика…) Успехи микробиологии (создание лекарств нового типа – пенициллин, стрептомицин, аспирин, витамины). Предохранительные прививки от особо опасных болезней. Перемены в интеллектуальном климате и духовной жизни: неогегельянство, неокантианство, американский прагматизм (решение практических проблем, возникающих в реальной жизни). «Философия жизни» Шопенгауэра и Ниция: Ниция предполагал преодолеть угнетающее воздействие путем освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверх человеку», стоящему «по ту сторону добра и зла» (Оправдывания насилия, подрыв традиционных моральных ценностей). Учение Бергсона об интуиции (своего рода инстинкт, позволяющий проникнуть в суть вещей). Учение о психоанализе З. Фрейда (открытие бессознательного; психотерапевтический метод неврозов, восстановление душевного равновесия). Развитие социологии (наука о различных сторонах развития общества). Социальный дарвинизм (развитие общества определяют биологические закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных). Вебер: роль протестантской этики в становлении капиталистического общества (+ Теория ценностей) Новые жанры, направления и школы в искусстве, литературе, музыке: 1) Декаденс (упадок) – в период перед I Мировой войной – поворот от традиции к новым идеям. 2) 1920-1930г - влияние I Мировой войны, революций, фашизма, тоталитаризма. Неоромантизм (стремление к синтезу и переосмыслению прошлого европейской культуры), (композитор Вагнер). Литературный символизм (главное средство художественного познания – символ). Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства (Врубель, Соловьев, Блок, Брюсов, Белый, Андреев, Скрябин – в России). Символизм в изобразительном искусстве – стиль модерн («новый, современный»). Кинематограф (звезды кино – Андре Дид, Чарли Чаплин). Кино стало массовым искусством. Импрессионизм (впечатление) – Кризис начала века. Постимпрессионизм (Поль Сезанн) Авангардизм: кабизм (Пикассо, Брак) – изображение мира с помощью рассудочных геометрических фигур. Матисс (техника чистых цветов) Неопримитивизм (Гоген – создание нового художественного синтеза, возвращающего человеку гармоничное слияние с природой. Экспрессионизм (Германия): стихийное эмоциональное начало, выражение внутренней, истинной сущности предмета. Ключевой образ поэзии экспрессионизма – Апокалипсис, Страшный суд («Сумерки человечества») Например, Ф. Кафка. Р.Роллан создал серию биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах. Обновление драматургии Б. Шоу, Т. Манн, Г. Уилсон, Д. Лондон, Т. Драйзер – социальная литература критического реализма. Экзистенциализм (философия существования): Ясперс, Хайдаггер, Сартр. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя. Ситуация личностного выбора. Социально-психологические романы (Ремарк, Мориак), новеллы (Цвенг). Появляются произведения, составившие революционно-пролетарскую литературу. После I Мировой войны появляются новые течения: Дадаизм (от детского лепета «дада») – отрицание смысла жизни, искусства как творческой деятельности. Провозглашали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества жизни. Сюрреализм. Мир рассматривается как нагромождение парадоксов, кошмара, социального безумия. (С. Дали.) В 20-30г формируется международное художественное пространство, художественные направления приобретают международный характер, возрастает взаимовлияние культур и искусств народов мира. Однако в этом процессе наблюдаются региональные, цивилизационные различия. Например: - в странах Восточной и Южной Европы воздействие национально-государственных идей. - в Латинской Америке – «испанское течение» и т.д.